ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
МБОУ "Туратская ООШ"
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ
Участниками образовательных отношений являются педагогические и другие работники общеобразовательной организации, обучающиеся, их родители (законные представители), представители иных организаций, участвующие в реализации образовательного процесса в соответствии с законодательством Российской Федерации, локальными актами общеобразовательной организации. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на воспитание своих детей. Содержание воспитания обучающихся в общеобразовательной организации определяется содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный компонент содержания воспитания обучающихся включает духовно-нравственные ценности культуры, традиционных религий народов России.
Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания, установленными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г.
№ 996-р). Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
1.1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Современный российский национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере образования цель воспитания обучающихся в общеобразовательной организации: развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно- нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Задачи воспитания обучающихся в общеобразовательной организации: усвоение ими знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний); формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие); приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний; достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС. Личностные результаты освоения обучающимися общеобразовательных программ включают осознание ими российской гражданской идентичности, сформированность у них ценностей самостоятельности и инициативы, готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению, наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности, сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации планируется и осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учётом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.
1.2. НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ
Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности общеобразовательной организации по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС:
- гражданское воспитание — формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры;
- патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности;
- духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, сопереживания, справедливости, коллективизма, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков, их вере и культурным традициям;
- эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
- физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия — развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
- трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;
- экологическое воспитание — формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды;
- ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей.
1.3. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ РЕЗУЛЬТАТОВ ВОСПИТАНИЯ
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего образования
Целевые ориентиры |
Гражданско-патриотическое воспитание |
– Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине — России, её территории, расположении. – Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России, проявляющий уважение к своему и другим народам. – Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей Родины — России, Российского государства. – Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение. – Имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в обществе, гражданских правах и обязанностях. – Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной по возрасту социально значимой деятельности. |
Духовно-нравственное воспитание |
– Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности. – Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека. – Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважающий старших. – Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознающий ответственность за свои поступки. – Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий. – Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению. |
Эстетическое воспитание |
– Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей. – Проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре. – Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве. |
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия |
– Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде. – Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе. – Ориентированный на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом. – Сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста. |
Трудовое воспитание |
– Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества. – Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда, ответственное потребление. – Проявляющий интерес к разным профессиям. – Участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности. |
Экологическое воспитание |
– Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду. – Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам. – Выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм. |
Ценности научного познания |
– Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке. – Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке, научном знании. – Имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знания. |
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного
общего образования.
Целевые ориентиры |
Гражданское воспитание |
– Знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе. – Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России, тысячелетней истории российской государственности на основе исторического просвещения, российского национального исторического сознания. – Проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам. Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законных интересов других людей. – Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции в обществе. – Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том числе самоуправлении, ориентированный на участие в социально-значимой деятельности, в том числе гуманитарной. |
Патриотическое воспитание |
– Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой народ, его традиции, культуру. – Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране. – Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края, своего народа, других народов России. – Знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве, спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения, героев и защитников Отечества в прошлом и современности. – Принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности. |
Духовно-нравственное воспитание |
– Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа, ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов России, российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учётом национальной, религиозной принадлежности). – Выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей и норм с учётом осознания последствий поступков. – Выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и ценностям. – Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях индивидуального и общественного пространства, значение и ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий. – Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей. – Проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе как части духовной культуры своего народа, российского общества. |
Эстетическое воспитание |
– Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества в искусстве. – Проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния на поведение людей. – Сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве. – Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в художественном творчестве. |
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия |
– Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного поведения, в том числе в информационной среде. – Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность). – Проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда для физического и психического здоровья. – Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и других людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием. – Способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и природным условиям, стрессовым ситуациям. |
Трудовое воспитание |
– Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей. – Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний. – Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в российском обществе. – Участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье, общеобразовательной организации, своей местности) технологической и социальной направленности, способный инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность. – Выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов, потребностей. |
Экологическое воспитание |
– Понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их решения, значение экологической культуры человека, общества. – Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред. – Выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе. – Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения задач в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды. – Участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной направленности. |
Ценности научного познания |
– Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом индивидуальных интересов, способностей, достижений. – Ориентированный в деятельности на систему научных представлений о закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой. – Развивающий навыки использования различных средств познания, накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой среде). – Демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности. |
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1. УКЛАД ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
МБОУ "Туратская ООШ" расположена в поселке Турат в 20 км от г.Анжеро-Судженска. Поселок маленький, поэтому школа носит статус малокомплектной. В нашей школе обучаются дети с 1 класса по 9 й. Средняя наполняемость классов 5 человек.
Процесс воспитания в школе основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;
- ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;
- организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
- системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности.
Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие:
- стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;
- важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и школьников является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;
- в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
- в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие школьников, а также их социальная активность;
- педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
Наша школа красивая и уютная. Кабинеты светлые, чистые, оснащённые всем необходимым. В школе есть компьютерный класс, интерактивная доска, проектор и т.д., а также столовая, спортзал. В этом году отроется «Точка Роста»
В школе учится 53 ребенка и работает 11 учителей, также тех.персонал.
В работе нашей школы сложилось много традиций. Мы все вместе отмечаем: день знаний, день учителя, день матери, день пожилого человека. Особо весело празднуем Новый год. Во втором полугодии – 23 февраля, 8 марта, а также день именинника и много разных праздников и дат. Одной из главных традиций является празднование Дня Победы. В посёлке есть памятник воинам – землякам, погибшим в ВОВ. Уже много лет учащиеся нашей школы ухаживают за этим памятником. Митинги, посвященные 9 мая, тоже готовят и проводят учителя и школьники. В юбилейном году мы уже пятый раз прошли по посёлку с фотографиями родственников и односельчан, героев ВОВ. Бессмертный полк организовали тоже в школе, а поддержали все жители посёлка.
Мы любим свою школу и следим за чистотой школьных помещений и двора, а также за чистотой улиц нашего посёлка. К каждому празднику украшаем свою школу и уже дважды стали победителями в районном конкурсе по оформлению школы к Новому году.
Под руководством наших учителей принимаем участие в различных олимпиадах и конкурсах, спортивных соревнованиях и квестах.
Наш Юнармейский отряд «РУССКИЕ» существует в школе с 2016 года, со дня появления этой организации. Наши ребята участвуют во многих юнармейских конкурсах и смотрах: мастер-классы по строевой подготовке, по сборке и разборке автомата, конкурс «Во славу отечества». Мы стараемся выглядеть достойно.
В школе уже много лет организован отряд Юных инспекторов дорожного движения. Рябята ведут разъяснительную работу среди младших школьников, учат их правилам дорожного движения и поведения на дороге.
В апреле 2021 года школа стала членом Всероссийского движения школьников (РДШ). И с этого момента мы стали вести активную деятельность в этом направлении. Участвуем во многих проектах движения и в ноябре этого года едем на Всекузбасский слет РДШ.
Наш спортивный клуб «РУССКИЕ» еще очень молод, но ребята активно занимаются различными видами спорта. Особое место в школе отводится футболу, баскетболу и волейболу. На муниципальных соревнованиях по баскетболу в октябре 2022 мы заняли 3 место.
Очень интересно учиться нашей школе и жить в нашем посёлке.
2.2. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.
2.2.1. УРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
- максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе исторического просвещения; подбор соответствующего тематического содержания, текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждений;
- включение учителями в рабочие программы по всем учебным предметам, курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учёт в формулировках воспитательных задач уроков, занятий, освоения учебной тематики, их реализацию в обучении;
- включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы;
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;
- применение интерактивных форм учебной работы —
интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию критического мышления;
- побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со сверстниками и педагогами, соответствующие укладу общеобразовательной организации, установление и поддержку доброжелательной атмосферы;
- инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся в форме индивидуальных и групповых проектов.
МОДУЛЬ «ШКОЛЬНЫЙ УРОК»
Задача: реализовать педагогом воспитательный потенциал урока.
Виды и формы работы:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе (просмотр видеофильмов, обсуждения, круглые столы);
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
2.2.2.ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
- курсы, занятия исторического просвещения, патриотической, гражданско-патриотической, военно-патриотической, краеведческой, историко-культурной направленности;
- курсы, занятия духовно-нравственной направленности по религиозным культурам народов России, основам духовно-нравственной культуры народов России, духовно-историческому краеведению;
- курсы, занятия туристско-краеведческой направленности;
- курсы, занятия оздоровительной и спортивной направленности.
МОДУЛЬ «КУРСЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Задачи:
- вовлекать школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализовываться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
- формировать в кружках, секциях позитивные эмоции и доверительные отношениями друг к другу.
Виды и формы работы:
Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.
Художественное творчество.Курсы внеурочной деятельности, создающие благоприятные условия для просоциальной самореализации школьников, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие.
Проблемно-ценностное общение.Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей.
Туристско-краеведческая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на воспитание у школьников любви к своему краю, его истории, культуре, природе, на развитие самостоятельности и ответственности школьников, формирование у них навыков самообслуживающего труда.
Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых.
2.2.3. КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО:
- планирование и проведение классных часов целевой воспитательной, тематической направленности;
- инициирование и поддержку участия класса в общешкольных делах, мероприятиях, оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе;
- организацию интересных и полезных для личностного развития обучающихся совместных дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся с разными потребностями, способностями, давать возможности для самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения;
- сплочение коллектива класса через игры и тренинги на командообразование, внеучебные и внешкольные мероприятия, походы, экскурсии, празднования дней рождения обучающихся, классные вечера;
- выработку совместно с обучающимися правил поведения класса, участие в выработке таких правил поведения в общеобразовательной организации;
- изучение особенностей личностного развития обучающихся путём наблюдения за их поведением, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, беседах по нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед с родителями, учителями, а также (при необходимости) со школьным психологом;
- доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогами, успеваемость и т. д.), совместный поиск решений проблем, коррекцию поведения обучающихся через частные беседы индивидуально и вместе с их родителями, с другими обучающимися класса;
- индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных портфолио, в которых они фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения;
- регулярные консультации с учителями-предметниками, направленные на формирование единства требований по вопросам воспитания и обучения, предупреждение и/или разрешение конфликтов между учителями и обучающимися;
- проведение мини-педсоветов для решения конкретных проблем класса, интеграции воспитательных влияний педагогов на обучающихся, привлечение учителей-предметников к участию в классных делах, дающих им возможность лучше узнавать и понимать обучающихся, общаясь и наблюдая их во внеучебной обстановке, участвовать в родительских собраниях класса;
- организацию и проведение регулярных родительских собраний, информирование родителей об успехах и проблемах обучающихся, их положении в классе, жизни класса в целом, помощь родителям и иным членам семьи в отношениях с учителями, администрацией;
- создание и организацию работы родительского комитета класса,
участвующего в решении вопросов воспитания и обучения в классе, общеобразовательной организации;
- привлечение родителей (законных представителей), членов семей обучающихся к организации и проведению воспитательных дел, мероприятий в классе и общеобразовательной организации;
- проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и т. п.
МОДУЛЬ «КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО»
Задача: осуществлять работу с классом; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными представителями.
Виды и формы работы:
Работа с классным коллективом:
- инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
- организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе.
- проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения.
- сплочение коллектива класса через: празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса.
Индивидуальная работа с учащимися:
- изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями.
- поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить.
- коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:
- регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;
- проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
- привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;
- привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
- регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом;
- помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;
- организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
- создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей;
- привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса.
2.2.4. ОСНОВНЫЕ ШКОЛЬНЫЕ ДЕЛА:
- общешкольные праздники, ежегодные творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т. п.) мероприятия, связанные с (общероссийскими, региональными) праздниками, памятными датами, в которых участвуют все классы;
- участие во всероссийских акциях, посвящённых значимым событиям в России, мире;
- торжественные мероприятия, связанные с завершением образования, переходом на следующий уровень образования, символизирующие приобретение новых социальных статусов в общеобразовательной организации, обществе;
- церемонии награждения (по итогам учебного периода, года) обучающихся и педагогов за участие в жизни общеобразовательной организации, достижения в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, вклад в развитие общеобразовательной организации, своей местности;
- социальные проекты в общеобразовательной организации, совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогами, в том числе с участием социальных партнёров, комплексы дел благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и др. направленности;
- проводимые для жителей поселения, своей местности и
организуемые совместно с семьями обучающихся праздники, фестивали, представления в связи с памятными датами, значимыми событиями для жителей поселения;
- вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела в разных ролях (сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, ответственных за костюмы и оборудование, за приглашение и встречу гостей и т. д.), помощь обучающимся в освоении навыков подготовки, проведения, анализа общешкольных дел;
- наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки, проведения, анализа основных школьных дел, мероприятий, их отношениями с обучающимися разных возрастов, с педагогами и другими взрослыми.
МОДУЛЬ «КЛЮЧЕВЫЕ ОБЩЕШКОЛЬНЫЕ ДЕЛА»
Задача: обеспечить включенность в школьные мероприятия большого числа детей и взрослых, способствовать интенсификации их общения, ставить их в ответственную позицию к происходящему в школе.
Виды и формы работы:
На внешкольном уровне:
- социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование окружающего школу социума.
- открытые дискуссионные площадки – регулярно организуемый комплекс открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских, совместных), на которые приглашаются представители других школ, деятели науки и культуры, представители власти, общественности и в рамках которых обсуждаются насущные поведенческие, нравственные, социальные, проблемы, касающиеся жизни школы, города, страны.
На школьном уровне:
- общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы.
- торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся на следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность детей.
- церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы. Это способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу.
На уровне классов:
- выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;
- участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
- проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела.
На индивидуальном уровне:
- вовлечение по возможностикаждого ребенка в ключевые дела школы в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
- индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
- наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
- при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
2.2.5. ВНЕШКОЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ:
- общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с социальными партнёрами общеобразовательной организации;
- внешкольные тематические мероприятия воспитательной направленности, организуемые педагогами по изучаемым в общеобразовательной организации учебным предметам, курсам, модулям;
- экскурсии, походы выходного дня (в музей, картинную галерею, технопарк, на предприятие и др.), организуемые в классах классными руководителями, в том числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся с привлечением их к планированию, организации, проведению, оценке мероприятия;
- выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых складывается детско-взрослая общность, характеризующаяся доверительными взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта.
МОДУЛЬ «ШКОЛЬНЫЕ МЕДИА»
Задачи: развивать коммуникационную культуру школьников, формировать навыки общения и сотрудничества, поддерживать творческую самореализацию учащихся.
Виды и формы работы:
- разновозрастный редакционный совет подростков, старшеклассников и консультирующих их взрослых, целью которого является освещение (через школьную газету) наиболее интересных моментов жизни школы, популяризация общешкольных ключевых дел, кружков, секций, деятельности органов ученического самоуправления;
- созданная из заинтересованных добровольцев группа информационно-технической поддержки школьных мероприятий, осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение школьных праздников, фестивалей, конкурсов, спектаклей, капустников, вечеров, дискотек;
2.2.6. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ:
- оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в общеобразовательную организацию государственной символикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (флаг, герб), изображениями символики Российского государства в разные периоды тысячелетней истории, исторической символики региона;
- организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного флага Российской Федерации;
- изготовление, размещение, обновление художественных изображений (символических, живописных, фотографических, интерактивных аудио и видео) природы России, региона, местности, предметов традиционной культуры и быта, духовной культуры народов России;
- организацию и поддержание в общеобразовательной организации звукового пространства позитивной духовно-нравственной, гражданско- патриотической воспитательной направленности (звонки-мелодии, музыка, информационные сообщения), исполнение гимна Российской Федерации;
- разработку, оформление, поддержание, использование в воспитательном процессе «мест гражданского почитания» на прилегающей территории для общественно-гражданского почитания лиц, мест, событий в истории России; мемориалов воинской славы, памятников, памятных досок в общеобразовательной организации;
- оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещениях (холл первого этажа, рекреации), содержащих в доступной, привлекательной форме новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовно-нравственного содержания, фотоотчёты об интересных событиях, поздравления педагогов и обучающихся и т. п.;
- разработку и популяризацию символики общеобразовательной организации (эмблема, флаг, логотип, элементы костюма обучающихся и т. п.), используемой как повседневно, так и в торжественные моменты;
- подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ обучающихся в разных предметных областях, демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга;
- поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений в общеобразовательной организации, доступных и безопасных рекреационных зон, озеленение территории при общеобразовательной организации;
- разработку, оформление, поддержание и использование игровых пространств, спортивных и игровых площадок, зон активного и тихого отдыха;
- создание и поддержание в вестибюле или библиотеке стеллажей свободного книгообмена, на которые обучающиеся, родители, педагоги могут выставлять для общего использования свои книги, брать для чтения другие;
- деятельность классных руководителей вместе с обучающимися, их родителями по благоустройству, оформлению школьных аудиторий, пришкольной территории;
- разработку и оформление пространств проведения значимых событий, праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров (событийный дизайн);
- разработку и обновление материалов (стендов, плакатов, инсталляций и др.), акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания ценностях, правилах, традициях, укладе общеобразовательной организации, актуальных вопросах профилактики и безопасности. Предметно-пространственная среда строится как максимально доступная для обучающихся с особыми образовательными потребностями.
МОДУЛЬ «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ СРЕДЫ»
Задачи: обогащать внутренний мир ученика, способствовать формированию у него чувства вкуса и стиля, создавать атмосферу психологического комфорта, поднимать настроение, предупреждать стрессовые ситуации, способствовать позитивному восприятию ребенком школы.
Виды и формы работы:
- оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров, рекреаций, залов, лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок школьников на учебные и внеучебные занятия;
- размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; картин определенного художественного стиля, знакомящего школьников с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.);
- озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, тенистых аллей, оборудование во дворе школы беседок, спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для школьников разных возрастных категорий.
- благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми;
- событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.);
- акцентирование внимания школьников посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах.
2.2.7. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ):
- создание и деятельность в общеобразовательной организации, в классах представительных органов родительского сообщества (родительского комитета общеобразовательной организации, классов), участвующих в обсуждении и решении вопросов воспитания и обучения, деятельность представителей родительского сообщества в Управляющем совете общеобразовательной организации;
- тематические родительские собрания в классах, общешкольные родительские собрания по вопросам воспитания, взаимоотношений обучающихся и педагогов, условий обучения и воспитания;
- родительские дни, в которые родители (законные представители) могут посещать уроки и внеурочные занятия;
- проведение тематических собраний (в том числе по инициативе родителей), на которых родители могут получать советы по вопросам воспитания, консультации психологов, врачей, социальных работников, служителей традиционных российских религий, обмениваться опытом;
- родительские форумы при интернет-сайте общеобразовательной организации, интернет-сообщества, группы с участием педагогов, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, согласуется совместная деятельность;
- участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в случаях, предусмотренных нормативными документами о психолого- педагогическом консилиуме в общеобразовательной организации в соответствии с порядком привлечения родителей (законных представителей);
- привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и проведению классных и общешкольных мероприятий;
- при наличии среди обучающихся детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, приёмных детей целевое взаимодействие с их законными представителями.
МОДУЛЬ «РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ»
Задача: осуществлять более эффективное достижение цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе.
Виды и формы работы:
На групповом уровне:
- Общешкольный родительский комитет школы, участвующий в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей;
- родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в школе;
- общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
- родительские форумы при школьном интернет-сайте, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов.
На индивидуальном уровне:
- работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
- участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;
- помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
- индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей
2.2.8. САМОУПРАВЛЕНИЕ
- организацию и деятельность органов ученического самоуправления (совет обучающихся или др.), избранных обучающимися;
- представление органами ученического самоуправления интересов обучающихся в процессе управления общеобразовательной организацией;
- защиту органами ученического самоуправления законных интересов и прав обучающихся;
- участие представителей органов ученического самоуправления в разработке, обсуждении и реализации рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы;
- участие представителей органов ученического самоуправления обучающихся в анализе воспитательной деятельности в общеобразовательной организации.
МОДУЛЬ «САМОУПРАВЛЕНИЕ»
В школе функционирует детская организация "Туратская республика".
Ее задачи:
- Научить членов организации взаимодействовать между собой и со взрослыми.
- Воспитывать ребенка в духе общества, где нет места неуважению, предательств, унижению и цинизму.
- Стимулировать трудовую и творческую деятельность.
- Дать возможность проявить себя, свои таланты и задатки.
- Создавать условия для развития инициативы и самодеятельности.
- Поощрять любые действия, соответствующие принципам общечеловеческих ценностей.
Виды и формы работы:
На уровне школы:
- через деятельность Президента и выборного Совета учащихся, создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы;
- через деятельность Совета старост, объединяющего старост классов для облегчения распространения значимой для школьников информации и получения обратной связи от классных коллективов;
- через работу постоянно действующего школьного актива, инициирующего и организующего проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов, флешмобов и т.п.);
- через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.;
- через деятельность созданной из наиболее авторитетных старшеклассников и курируемой старшей вожатой группы по урегулированию конфликтных ситуаций в школе.
На уровне классов:
- через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса лидеров (например, старост, дежурных командиров), представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей;
- через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса (например: штаб спортивных дел, штаб творческих дел, штаб работы с младшими ребятами);
На индивидуальном уровне:
- через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел;
- через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями и т.п.
МОДУЛЬ «ДЕТСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ»
Юнармейский отряд
"РУССКИЕ"
Юнармейские отряды создаются с целью разностороннего военно-патриотического, гражданского, нравственного воспитания и совершенствования личности детей и молодежи, и формирование сплоченного и дружного коллектива.
Основными задачами являются:
- гражданско-патриотическое, нравственное воспитание, формирование ответственного отношения к конституционным обязанностям;
- изучение истории и географии страны, в том числе военно-исторического наследия и регионального краеведения, основы безопасности жизнедеятельности;
- повышение авторитета и престижа службы в сфере обороны и безопасности государства;
- получение теоретических и практических навыков для защиты Отечества;
- повышения уровня физической подготовленности;
- развитие военно-технического инженерно-конструкторского творчества;
- реализация молодежных социальных инициатив и проектов в сфере патриотического и гражданского воспитания;
- стимулирование потребности в самообразовании и самосовершенствовании.
Виды и формы работы:
- утверждение и последовательную реализацию в детском общественном объединении демократических процедур (выборы руководящих органов объединения, подотчетность выборных органов общему сбору объединения; ротация состава выборных органов и т.п.), дающих ребенку возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения;
- организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других. Такими делами могут являться: посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям; участие школьников в работе на прилегающей к школе территории (работа в школьном саду, уход за деревьями и кустарниками, благоустройство клумб) и другие;
- организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт осуществления дел, направленных на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как внимание, забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других;
- договор, заключаемый между ребенком и детским общественным объединением, традиционной формой которого является Торжественное обещание (клятва) при вступлении в объединение. Договор представляет собой механизм, регулирующий отношения, возникающие между ребенком и коллективом детского общественного объединения, его руководителем, школьниками, не являющимися членами данного объединения;
- рекрутинговые мероприятия в начальной школе, реализующие идею популяризации деятельности детского общественного объединения, привлечения в него новых участников (проводятся в форме игр, квестов, театрализаций и т.п.);
- поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством введения особой символики детского объединения, проведения ежегодной церемонии посвящения в члены детского объединения, создания и поддержки интернет-странички детского объединения в соцсетях, организации деятельности пресс-центра детского объединения, проведения традиционных огоньков – формы коллективного анализа проводимых детским объединением дел);
- участие членов детского общественного объединения в волонтерских акциях, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Это может быть как участием школьников в проведении разовых акций, которые часто носят масштабный характер, так и постоянной деятельностью школьников.
Отряд
«ЮНЫЕ ИНСПЕКТОРА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
Отряд юных инспекторов движения - добровольное объединение школьников, которое создается с целью воспитания у них, гражданственности, высокой общей культуры, коллективизма, профессиональной ориентации, широкого привлечения их к организации пропаганды безопасного поведения на дорогах и улицах среди учащихся, родительской общественности и педагогов.
Основными задачами юных инспекторов движения являются:
- изучение Правил безопасного поведения па дорогах и улицах;
- овладение навыками проведения работы по пропаганде Правил дорожного движения;
- организация этой работы среди учащихся, родительской общественности и педагогов
Основные направления работы отряда юных инспекторов движения:
- Углубленное изучение правил дорожного движения, овладение методами предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и навыками оказания первой помощи пострадавшим, знакомство с оперативно-техническими средствами регулирования дорожного движения.
- Проведение массово-разъяснительной работы по пропаганде Правил дорожного движения в школе, детских садах, внешкольных учреждениях с использованием технических средств.
- Участие в смотрах и слетах ЮИД, конкурсах и соревнованиях агитбригад, работе детских кинолекториев, организация деятельности школьных авто площадок и авто-городков безопасности движения.
- Организация работы с юными велосипедистами.
Школьный спортивный клуб
«РУССКИЕ»
Цель: создание условий для широкого привлечения детей, родителей и педагогов к регулярным занятиям физической культурой, обеспечивающим сохранение здоровья и профилактику правонарушения среди подростков.
Задачи:
- формировать устойчивую мотивацию к занятиям физической культуры и спортом;
- повысить количество занятых детей организованным досугом и обеспечить занятость детей, состоящих на профилактическом учете;
- выявить наиболее талантливых и перспективных детей для подготовки спортивного резерва в образовательном учреждении;
- привлечь жителей микрорайона к участию в спортивно-массовых мероприятиях школы.
Основными направлениями в работе Клуба являются:
- привлечение обучающихся к занятиям физической культурой и спортом;
- открытие спортивных секций;
- воспитание у детей и подростков устойчивого интереса к систематическим занятиям физической культурой, спортом, туризмом, к здоровому образу жизни;
- укрепление и сохранение здоровья при помощи регулярных занятий в спортивных кружках и секциях, участие в оздоровительных мероприятиях;
- организация здорового досуга обучающихся;
- организация и проведение массовых физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий в образовательной организации.
Отделение
«РОССИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ»
Реализация цели РДШ предполагает решение ряда задач:
- Формирование единого воспитательного пространства, обеспечивающего реализацию взаимодействия ученического самоуправления, детского общественного объединения, партнеров РДШ для проектной деятельности участников первичного отделения РДШ.
- Использование Дней единых действий РДШ как технологии, позволяющей организовать поддержку и реализацию 4 ведущих направлений деятельности РДШ с целью развития проектной деятельности.
- Развитие системы методического сопровождения деятельности первичного отделения РДШ в образовательных организациях на всех уровнях образования, отработка механизма взаимодействия с вузами и колледжами.
- Формирование единой информационной среды для развития и масштабирования инновационной, проектной, социально преобразовательной деятельности РДШ.
- Воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству и его вооружённой защите.
- Предоставление возможности школьникам проявить себя, реализовать свой потенциал и получить признание;
- Формирование содружества учащихся на основе любви к школе, малой родине, своей стране, уважения традиций и соблюдения Устава школы, толерантности и товарищества.
- Формирование у детей позитивного отношения к ЗОЖ.
- Формирование активной жизненной позиции по отношению к здоровью, проявляющейся в поведении и деятельности и осознанном противостоянии разрушающим здоровье факторам.
- Содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов.
- Пропаганда среди школьников идей добровольного труда на благо общества и здорового образа жизни.
- Повышение информационно – медийной грамотности современных школьников. Порядок формирования и структура движения.
Школьный театр
«СОЗВЕЗДИЕ»
Основная целевая установка школьного театра – развитие мотивации к познанию и творчеству, самостоятельности, инициативности и творческой активности младших школьников и подростков посредством соединения процесса обучения учащихся с их творческой практикой.
Основные задачи школьного театра:
- Создать условия для комплексного развития творческого потенциала учащихся, формирования общей эстетической культуры.
- Создать условия для формирования духовно-нравственной позиции.
- Организовать работу с психофизическим аппаратом каждого учащегося, обеспечивая возможности самовыражения и самопрезентации.
- Предоставить учащимся возможность для закрепления знаний и практических навыков, получаемых ими в ходе учебного процесса по формированию ключевых компетенций: умения учиться, умения сотрудничать, умения работать с информацией.
- Обеспечить прохождение учащимися различных видов учебной практики в рамках междисциплинарной интеграции.
- Предоставить учащимся возможность овладеть основами актёрского мастерства, выразительной сценической речи, основами игры на музыкальном инструменте, концертмейстерской работы.
- Организовать досуг школьников в рамках содержательного общения.
- Вести пропаганду театрального и музыкального искусства среди школьников.
- Выявить и организовать до профессиональную подготовку одарённых детей и подростков в области театрального искусства.
- Осуществлять сотрудничество с другими творческими объединениями.
2.2.9. ПРОФИЛАКТИКА И БЕЗОПАСНОСТЬ
- организацию деятельности педагогического коллектива по созданию в общеобразовательной организации эффективной профилактической среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности;
- проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов повышения безопасности, выделение и психолого-педагогическое сопровождение групп риска обучающихся по разным направлениям (агрессивное поведение, зависимости и др.);
- проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся групп риска силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних специалистов (психологов, конфликтологов, коррекционных педагогов, работников социальных служб, правоохранительных органов, опеки и т. д.);
- разработку и реализацию профилактических программ, направленных на работу как с девиантными обучающимися, так и с их окружением; организацию межведомственного взаимодействия;
- вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты, программы профилактической направленности социальных и природных рисков в общеобразовательной организации и в социокультурном окружении с педагогами, родителями, социальными партнёрами (антинаркотические, антиалкогольные, против курения; безопасность в цифровой среде; профилактика вовлечения в деструктивные группы в социальных сетях, деструктивные молодёжные, религиозные объединения, культы, субкультуры; безопасность дорожного движения; безопасность на воде, безопасность на транспорте; противопожарная безопасность; гражданская оборона; антитеррористическая, антиэкстремистская безопасность и т. д.);
- организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями социально одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативным воздействиям, групповому давлению;
- профилактику правонарушений, девиаций посредством организации деятельности, альтернативной девиантному поведению — познания (путешествия), испытания себя (походы, спорт), значимого общения, творчества, деятельности (в том числе профессиональной, религиозно- духовной, благотворительной, художественной и др.);
- предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в случаях появления, расширения, влияния в общеобразовательной организации маргинальных групп обучающихся (оставивших обучение, криминальной направленности, с агрессивным поведением и др.);
- профилактику расширения групп, семей обучающихся, требующих специальной психолого-педагогической поддержки и сопровождения (слабоуспевающие, социально запущенные, социально неадаптированные дети-мигранты, обучающиеся с ОВЗ и т. д.).
2.2.10. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО
- участие представителей организаций-партнёров, в том числе в соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (дни открытых дверей, государственные, региональные, школьные праздники, торжественные мероприятия и т. п.);
- участие представителей организаций-партнёров в проведении отдельных уроков, внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей тематической направленности;
- проведение на базе организаций-партнёров отдельных уроков, занятий, внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности;
- открытые дискуссионные площадки (детские, педагогические, родительские, совместные) с представителями организаций-партнёров для обсуждений актуальных проблем, касающихся жизни общеобразовательной организации, муниципального образования, региона, страны;
- социальные проекты, совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися, педагогами с организациями-партнёрами благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и т. д. направленности, ориентированные на воспитание обучающихся, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на социальное окружение.
2.2.11. ПРОФОРИЕНТАЦИЯ
- проведение циклов профориентационных часов, направленных на подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
- профориентационные игры (симуляции, деловые игры, квесты, кейсы), расширяющие знания о профессиях, способах выбора профессий, особенностях, условиях разной профессиональной деятельности;
- экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные представления о существующих профессиях и условиях работы;
- посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических профориентационных парков, лагерей, дней открытых дверей в организациях профессионального, высшего образования;
- организацию на базе детского лагеря при общеобразовательной организации профориентационных смен с участием экспертов в области профориентации, где обучающиеся могут познакомиться с профессиями, получить представление об их специфике, попробовать свои силы в той или иной профессии, развить соответствующие навыки;
- совместное с педагогами изучение обучающимися интернет- ресурсов, посвящённых выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, онлайн-курсов по интересующим профессиям и направлениям профессионального образования;
- участие в работе всероссийских профориентационных проектов;
- индивидуальное консультирование психологом обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам склонностей, способностей, иных индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в выборе ими будущей профессии;
- освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов по выбору, включённых в обязательную часть образовательной программы, в рамках компонента об участниках образовательных отношений, внеурочной деятельности или в рамках дополнительного образования
МОДУЛЬ «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ»
Задачи:
- подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности.
- создавать профориентационно-значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору.
Виды и формы работы:
- циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
- профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности;
- экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;
- посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических профориентационных парков, профориентационных лагерей, дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах;
- совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям образования;
- участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер классах, посещение открытых уроков;
- освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по выбору, включенных в основную образовательную программу школы, или в рамках курсов дополнительного образования.
2.2.12. РЕГИОНАЛЬНЫЙ МОДУЛЬ «Я – КУЗБАССОВЕЦ»
Цель - реализация воспитательного потенциала военно-патриотической работы в целях формирования:
а) осознанного представления о причастности к доблестной истории, культуре, быту, профессиональной среде, экономике и политике родного края,
б) ощущения кузбасского как исключительного и ценного, дорогого,
в) желания продолжать свой жизненный путь в регионе,
г) настроя на созидание, сохранение, преумножение и защиту малой (и большой) Родины.
Направления |
Виды и формы деятельности в данном направлении |
Создание системы патриотической работы в ОО |
а) профильные активы из учеников, учителей, родителей по патриотическому воспитанию; б) проведение регулярных мероприятий в форматах совещаний, бесед, событий патриотической направленности; в) возможное участие в различных патриотических мероприятиях муниципалитета, региона, федерации д) развитие юнармейского движения. |
Диагностика эффективности патриотической работы в ОО |
а) анкетирования, опросы, голосования и др. форматы; б) участие в мониторинговых и/или социологических исследованиях муниципалитета, региона или федерации; в) проведение дискуссионных площадок, кейс-сессий и др. |
Работа на опережение в деле воспитания |
а) встречи, лектории, просмотры обучающего видео в направлении профилактики патриотической деятельности; б) вовлечение в социально-значимые проекты и мероприятия; в) мероприятия физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»; г) посещение организации системы МВД. |
Внеурочная и внеучебная деятельность патриотической направленности |
а) курсы, модули, занятия, проектные работы ВУД; б) конференции, форумы, семинары, слёты; в) тематические смены, лагеря дневного пребывания, военно-спортивных смен. |
«Разговоры о важном» |
а) проведение занятий в соответствии с федеральным и региональным обеспечением и сопровождением; б) традиционные для муниципалитета и ОО события; в) личностный и лично-семейный (внешкольный, факультативный) опыт участия в события патриотической направленности. |
Распространение опыта воспитательной работы и деятельности |
а) партнёрские мероприятия с организациями и сообществами патриотической направленности; б) детско-взрослые образовательные события; в) профориентационная работа. |
Патриотизм в действии |
а) уроки мужества, уроки города, шествие Бессмертного полка, письмо герою/солдату и др.; б) диалогические события с ветеранами, военными, героями труда, героями Кузбасса и др.; в) флэшмобы, акции, кампании. |
Разъяснение сущности патриотической работы |
а) методические мероприятия для ученического, учительского, родительского и партнёрского актива; б) кейс-сессии, дискуссионные площадки и др. |
Патриотический медиаконтент |
а) челленджи, видеомарафоны, смарт-сессии и др.; б) подготовка фото- и видеопродуктов, создание стендов, презентаций и др.; в) интенсивы, мастер-классы, медиашколы для обучающихся, педагогов, родителей и партнёров. |
2.2.12. РЕГИОНАЛЬНЫЙ МОДУЛЬ «Я – КУЗБАССОВЕЦ»
Цель - реализация воспитательного потенциала военно-патриотической работы в целях формирования:
а) осознанного представления о причастности к доблестной истории, культуре, быту, профессиональной среде, экономике и политике родного края,
б) ощущения кузбасского как исключительного и ценного, дорогого,
в) желания продолжать свой жизненный путь в регионе,
г) настроя на созидание, сохранение, преумножение и защиту малой (и большой) Родины.
Направления |
Виды и формы деятельности в данном направлении |
Создание системы патриотической работы в ОО |
а) профильные активы из учеников, учителей, родителей по патриотическому воспитанию; б) проведение регулярных мероприятий в форматах совещаний, бесед, событий патриотической направленности; в) возможное участие в различных патриотических мероприятиях муниципалитета, региона, федерации д) развитие юнармейского движения. |
Диагностика эффективности патриотической работы в ОО |
а) анкетирования, опросы, голосования и др. форматы; б) участие в мониторинговых и/или социологических исследованиях муниципалитета, региона или федерации; в) проведение дискуссионных площадок, кейс-сессий и др. |
Работа на опережение в деле воспитания |
а) встречи, лектории, просмотры обучающего видео в направлении профилактики патриотической деятельности; б) вовлечение в социально-значимые проекты и мероприятия; в) мероприятия физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»; г) посещение организации системы МВД. |
Внеурочная и внеучебная деятельность патриотической направленности |
а) курсы, модули, занятия, проектные работы ВУД; б) конференции, форумы, семинары, слёты; в) тематические смены, лагеря дневного пребывания, военно-спортивных смен. |
«Разговоры о важном» |
а) проведение занятий в соответствии с федеральным и региональным обеспечением и сопровождением; б) традиционные для муниципалитета и ОО события; в) личностный и лично-семейный (внешкольный, факультативный) опыт участия в события патриотической направленности. |
Распространение опыта воспитательной работы и деятельности |
а) партнёрские мероприятия с организациями и сообществами патриотической направленности; б) детско-взрослые образовательные события; в) профориентационная работа. |
Патриотизм в действии |
а) уроки мужества, уроки города, шествие Бессмертного полка, письмо герою/солдату и др.; б) диалогические события с ветеранами, военными, героями труда, героями Кузбасса и др.; в) флэшмобы, акции, кампании. |
Разъяснение сущности патриотической работы |
а) методические мероприятия для ученического, учительского, родительского и партнёрского актива; б) кейс-сессии, дискуссионные площадки и др. |
Патриотический медиаконтент |
а) челленджи, видеомарафоны, смарт-сессии и др.; б) подготовка фото- и видеопродуктов, создание стендов, презентаций и др.; в) интенсивы, мастер-классы, медиашколы для обучающихся, педагогов, родителей и партнёров. |
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Во всей системе требований к условиям и ресурсному обеспечению реализации основных образовательных программ общего образования стержневыми являются требования к кадровым условиям.
Требования к кадровым условиям включают:
- укомплектованность образовательной организации педагогическими, руководящими и иными работниками;
- уровень квалификации педагогических и иных работников образовательной организации;
- непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательной организации.
МБОУ «Туратская ООШ» п. Турат в 2022-2023 учебном году на 100% укомплектована кадрами, имеющими необходимую квалификацию для решения задач, определенных ФГОС НОО, ООО.
Педагогический коллектив школы состоит из 12 человек, из них:
- администрация школы - 2 человека;
- Образовательный процесс осуществляют 12 педагогов.
Высшее образование имеет 1 человек
Высшее педагогическое образование имеют 6 человек
Среднее профессиональное (педагогическое) – 1 человек
Другое – 4 человека
Из общей численности педагогических работников имеют стаж работы:
менее 2-х лет –1 человека;
От 2 до 5 лет – 1 человек;
От 10 – 20 лет – 6 человек
От 20 и более лет – 4 человек.
Из общей численности работников находятся в возрасте:
30-45 лет - 3 человека;
45-55 лет – 3 человека;
55 – 60 лет – 2 человека
61 и старше лет – 1человек.
В этом учебном году штат школы пополнился молодыми педагогами. Можно отметить, что деятельность администрации школы в омоложении кадрового потенциала гармонично сочетается с тенденцией сохранения в составе педагогического коллектива зрелых педагогов, обладающих готовностью к передаче профессионального опыта молодым педагогам.
Соответствие уровня квалификации работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливается при их аттестации.
Аттестация педагогических работников проводится на основании Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказа Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
Проведение аттестации педагогических работников в целях подтверждения их соответствия занимаемым должностям осуществляется один раз в пять лет на основе представления директора ОУ школьной аттестационной комиссией.
Аттестация в целях установления первой и высшей квалификационной категории педагогических работников осуществляется Главной аттестационной комиссией, формируемой на базе департамента образования и науки Кемеросвкой области.
Численность (удельный вес) педагогических работников с квалификационной категорией от общей численности педагогических работников составляет 8 человек (73%)
-с высшей квалификационной категорией – 5 человек (45 %);
- с первой квалификационной категорией- 3 человека (27 %);
-не имеют квалификационной категории- 4 человека (36 %).
Данные педагоги проработали в занимаемой должности менее двух лет.
В августе планируется повышение категорийности педагогов школы до 56% за счет аттестации 1 педагогического работника, имеющего ранее первую квалификационную категорию.
С целью повышения категорийности педагогов необходимо активизировать работу по участию в конкурсах профессионального мастерства, обобщению педагогического опыта на различных уровнях, т.к именно данные критерии подвергаются всестороннему анализу главной аттестационной комиссии. У нас пока данные критерии западают. На мой взгляд, решить данную проблему очень легко. Ежегодно у нас в районе проходит конкурс «Использование ИКТ в образовательном процессе». Сначала конкурс проводится на уровне школы, затем лучшие работы отправляются на муниципальный уровень. Даже если педагоги подготовят по 1 уроку на данный конкурс, за весь межаттестационный период таких уроков будет 5. Помимо конкурса ИКТ традиционно проводится педагогическая олимпиада, которая организуется так же по уровням. У всех педагогов в этом учебном году была возможность принять участие в 1 туре олимпиады, т.к она проходила в онлайн-режиме, но не все педагоги воспользовались этой возможностью. В течение 5 лет есть возможность ежегодно принимать участие в данном мероприятии.
Все подготовленные на конкурс ИКТ уроки можно разместить в различных интернет-сообществах, в которых зарегистрировано большинство членов коллектива. Так за 5 лет накопится 5 сертификатов о публикации методической разработки. А одну и ту же публикацию можно разместить не на одном портале, а на нескольких.
Поэтому призываю вас активнее участвовать в конкурсах, распространять свой бесценный опыт на различных порталах и готовиться к аттестации не на месяц до нее, а в течение всех 5 лет.
С целью повышения профессиональной компетенции педагогов реализуется в полном объеме план – график повышения квалификации педагогических и руководящих работников.
100% педагогов, реализующих все виды ФГОС, за 3 года прошли курсы повышения квалификации.
В 2022 году несколько педагогов повысили свою компетентность через курсы различной направленности:
«Актуальные вопросы преподавания физической культуры и основ безопасности жизнедеятельности» - 1 человек
«Управление переходом образовательной организации в эффективный режим работы: командное взаимодействие» - 3 человека
Все классные руководители прошли курсы на сайте Единый урок по направлению «Организация работы классного руководителя».
Данная статистика приводится без учета онлайн-курсов, которые педагоги проходили самостоятельно исходя из своих потребностей.
Т.е всего за год курсами было охвачено 4 человека (36% педагогов).
Таким образом план повышения квалификации выполняется на 100%.
Педагоги, осуществляющих образовательную деятельность на всех уровнях общего образования, прошли курсы повышения квалификации по особенностям организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ.
3.2. НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Положение о классном руководстве
- Положение о школьном театре
- Положение об Юнармейском отряде
- Положение о ШСК
- Положение об отделении РДШ
- Положение о внедрении регионального модуля «Я – Кузбассовец!»