Программа курса внеурочной деятельности школьного театра "Созвездие"

          

Направленность программы: художественная

Уровень программы: ознакомительный

Возраст обучающихся: 7-11лет

Срок реализации программы: 1 год

Количество часов в год: 34 часа

Автор-составитель: Балтакис Наталья Ивановна - педагог

Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности «Школьный театр» обеспечивает удовлетворение индивидуальных потребностей школьников в художественно-эстетическом развитии и направлена на формирование и развитие творческих способностей обучающихся, выявление, развитие и поддержку талантливых детей.

    Во внеурочной работе по театральной деятельности с детьми начальных классов необходимо уделять особое внимание адаптации упражнений под возрастную категорию младших школьников, контролю над правильным выполнением упражнений, внимательно следить за темпо-ритмом занятия. В этом возрасте дети быстро теряют интерес, им нужна новизна, поэтому лучше на каждом занятии предлагать новые упражнения или игры, а через какое-то время можно повторить уже изученные.

    Занятия по театральной деятельности целесообразно строить по принципу междисциплинарной связи. Отбор и распределение упражнений выстраивать по принципу «от простого к сложному». Каждое конкретное задание является звеном общей системы обучения.

    Содержание курса внеурочной деятельности по актёрскому мастерству и сценической речи строится на основе методики воспитания и обучения Вахтанговской школы. Главная особенность этой школы – последовательность освоения элементов техники актёра: «От простого к сложному! Без спешки и больших скачков! Каждый следующий элемент вбирает в себя все предыдущие».

    Порядок прохождения элементов актёрской техники согласно методике Вахтанговской школы следующий:

1.Внимание

2.Память

3.Воображение

4.Фантазия

5.Мышечная свобода

6.Перемена отношения (к предмету, месту действия, к партнёру)

7.Физическое самочувствие

8.Предлагаемые обстоятельства

9.Оценка факта

10.Сценическое общение

     Театр – коллективное творчество индивидуальностей. Дети всегда хотят быть неповторимыми. Они любят перевоплощаться, превращаться, играя друг с другом. В этом актёрская игра схожа с поведением детей.

      Занятия театральной деятельностью вводят детей в мир прекрасного, пробуждают способности к состраданию и сопереживанию. Активизируют мышление и познавательный интерес, а главное – раскрывают творческие возможности и помогают психологической адаптации ребёнка в коллективе, тем самым создавая условия для успешной социализации личности.

      Цель программы: приобщение детей младшего школьного возраста (1-4 классы)к искусству театра, развитие творческих способностей и формирование социально активной личности средствами театрального искусства.

   Программа разработана для 1-4 классов, рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.

  Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.

    Предметные результаты:

- выразительно читать и правильно интонировать;

- различать произведения по жанру;

-читать наизусть, правильно расставлять логические ударения;

- освоить базовые навыки актёрского мастерства, пластики и сценической речи;

- использовать упражнения для проведения артикуляционной гимнастики;

- использовать упражнения для снятия мышечных зажимов;

- ориентироваться в сценическом пространстве;

- выполнять простые действия на сцене;

- взаимодействовать на сценической площадке с партнёром;

- произвольно удерживать внимание на заданном объекте;

- создавать и « оживлять» образы предметов и живых существ.

   Личностные результаты:

- умение работать в коллективе, оценивать собственные возможности решения учебной задачи и правильность его выполнения;

- приобретение навыков нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- способность к объективному анализу своей работы и работы товарищей;

-осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;

-стремление к проявлению эмпатии, готовности вести диалог с другими людьми.

Метапредметные результаты:

   Регулятивные УУД:

-приобретение навыков самоконтроля и самооценки;

- понимание и принятие учебной задачи, сформулированной преподавателем;

- планирование своих действий на отдельных этапах работы;

- осуществление контроля, коррекции и оценки результатов своей деятельности;

- анализ на начальном этапе причины успеха/неуспеха, освоения с помощью педагога позитивных установок типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД позволяют:

- развить интерес к театральному искусству;

- освоить правила поведения в театре (на сцене и в зрительном зале);

- сформировать представления о  театральных профессиях;

- освоить правила проведения рефлексии;

-строить логическое рассуждение и делать вывод;

- выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение);

- вербализировать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл простого текста.

  Коммуникативные УУД позволяют:

- организовывать учебное взаимодействие и совместную деятельность с педагогом и сверстниками;

- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

- формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми  (диалог в паре, в малой группе и т.д.);

- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей

     Формы контроля

 Реализация программы «Школьный театр» предусматривает текущий контроль и итоговую аттестацию обучающихся.

  Текущий контроль проводится на занятиях в форме педагогического наблюдения за выполнением специальных упражнений, театральных игр, показа этюдов и миниатюр.

   Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце учебного года по окончании освоения программы «Школьный театр» в форме творческого отчёта: показа инсценировок, театральных миниатюр, миниспектаклей, проведения школьного мероприятия.

 Учебно-тематический план

1.Вводное занятие – 1ч. Форма аттестации/контроля по разделам: Знакомство. Правила поведения. Инструктаж.

2.Азбука театра – 2ч. Формы аттестации/контроля по разделам: Беседа, игры, тестирование, «посвящение в театральные зрители».

3.Театральное закулисье- 1ч. Формы аттестации/контроля по разделам: Творческое задание.

4.Культура и техника речи. Художественное чтение – 2ч. Формы аттестации/контроля по разделам: Беседа, наблюдение; выполнение творческих заданий.

5.Основы актёрской грамоты – 2ч. Формы аттестации/контроля по разделам: Беседа, наблюдение; выполнение творческих заданий.

6.Предлагаемые обстоятельства. Театральные игры – 6ч. Формы аттестации/контроля по разделам: Беседа, наблюдение; выполнение творческих заданий.

7.Ритмопластика.Сценическое движение -6ч. Формы аттестации/контроля по разделам: Беседа, наблюдение; выполнение творческих заданий.

8.Актёрский практикум. Работа над постановкой – 12ч. Формы аттестации/контроля по разделам: Наблюдение; выполнение творческих заданий.

9.Итоговая аттестация – 2ч. Формы аттестации/контроля по разделам: Творческий отчёт.

Итого: 34ч.

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.

1.ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.

   Теоретическая часть. Знакомство. Ознакомление с режимом занятий, правилами поведения на занятиях, формой одежды и программой. Знакомство с творческой дисциплиной. Инструктаж по технике безопасности на занятиях.

    Практическая часть. Игра на знакомство. «Разрешите представиться» - умение представить себя публике. Заполнение анкеты участника театральной студии.

2.АЗБУКА ТЕАТРА.

    Теоритическая часть. История возникновения и создания театра. Театр как вид искусства. Общее представление о видах и жанрах театрального искусства. Знакомство с мифологией. Правила поведения в театре. Театральный этикет.

    Практическая часть. Тест «Какой я зритель». Посвящение в «театральные зрители». Игры «Мы идём в театр», «Одно и то же по-разному», викторины и др.

3.ТЕАТРАЛЬНОЕ ЗАКУЛИСЬЕ.

    Теоритическая часть. Виртуальная экскурсия. Знакомство со структурой театра и его основными профессиями: актёр, режиссёр, сценарист,художник, декоратор, гримёр, оператор, звукорежиссёр, бутафор.

    Практическая часть. Творческие задания и театральные игры помогут раскрыть тему. Сценический этюд «Профессии театра…»

4.КУЛЬТУРА И ТЕХНИКА РЕЧИ.ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЧТЕНИЕ.

    Теоретическая часть. Основы практической  работы над голосом. Дыхательная гимнастика. Работа с дикцией на скороговорках и чистоговорках. Выразительное чтение, громкость и отчётливость речи.

   Упражнения по сценической речи выполняются по алгоритму:

1.Педагогический показ;

2.Просмотр упражнения;

3 Контроль и корректировка.

  Художественное чтение как вид исполнительского искусства. Знакомство с основами и законами художественного чтения.

     Практическая часть. Можно начинать занятия с одной мизансцены (например, круг). Каждый ребёнок задаёт индивидуальное звучание. Например, один участник произносит звук (звукосочетание, чистоговорку и т.д.), и все в кругу должны за ним повторить.

   ДЫХАНИЕ

   Упражнения на развитие дыхания давать через образ и фантазию:

-основы правильного дыхания (например, у вас в животе цветок, мяч и т.п.);

-упражнения на «тёплый и «холодный» выдох;

-упражнения на дыхание лёжа .

 АРТИКУЛЯЦИЯ

    Обращать внимание на:

-обособленность движений (занимаемся развитием мышц языка, а губы и нижняя челюсть находятся в покое);

-координация движений и покоя всех частей речевого аппарата;

-соединение координации и моторики.

ДИКЦИЯ

  Обращать внимание на:

-медленный темп упражнений;

-внятное произношение всех необходимых звуков;

-ритмические вариации;

-многократное повторение, которое должно перевести количество в качество.

       Слушание сказок, стихов, басен. Развитие способности слышать ритмы музыкального, поэтического, сказочного произведения. Чтение вслух литературных произведений.

       Знакомство с детским фольклором (песни, танцы, потешки, поговорки, пословицы и др.). Народные праздники, игры, традиции.

       Проигрывания-импровизации с детьми народных праздников, игр, сказок. Организация «художественного события», своеобразного народного праздневства.

       Финальным материалом может быть коллективно рассказанная сказка с вкраплением дикционных и дыхательных упражнений, а также детские стихи в хоровом и индивидуальном варианте.

5.ОСНОВЫ АКТЁРСКОЙ ГРАМОТЫ.

  Теоритическая часть. Посвящение детей в особенности актёрской профессии. Особенности сценического внимания. Наблюдение, воображение, фантазия, придумка в актёрской профессии.

   Практическая часть. Упражнения на развитие зрительного внимания: «Повтори позу», «Зеркало», «Кто во что одет» и т.д.

   Упражнения на развитие слухового внимания и других сенсорных умений: «Послушаем тишину», «Летает не летает», «Хлопки», «Воробей-ворона» и др.

Упражнения на подражание голоса: медведя, тигра, волка, коровы, кошки, собаки, птиц и т.д. Жужжание мух, комаров, пчёл. Кваканье лягушек. Этюд  «Птичий переполох», озвучивание русской народной сказки «Зимовье зверей».

  Упражнения на звукоподражание : шелест листьев, травы, шум морских волн, вой ветра, шум дождя, капель, перестукивание камней, журчание ручья, гром и т.д.

  Выполнение упражнений: «Угадать шумы», «Радио», «Слышать одного» и др.

  Итоговое мероприятие: интегрированная инсценировка басен, сказок, открытое занятие по актёрскому мастерству.

6.ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА.ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ.

  Теоритическая часть. Понятие о предлагаемых обстоятельствах. Понятие «Я» в предлагаемых обстоятельствах.

   Понятие «игра». Возникновение игры. Понятие «театральная игра». Общеразвивающие игры и специальные театральные игры. Значение игры в театральном искусстве. Воображение и вера в вымысел. Язык жестов, движений и чувств.

    Практическая часть. Выполнение упражнений на предлагаемые обстоятельства. Участие в играх-инсценировках, играх-превращениях, сюжетных играх.

     Этюды-превращения: «Я - дерево, цветок, травинка, листик, шишка, раковина и т.д.», «Я – арбуз, яблоко, лимон, авокадо, морковь, лук, семечко и т.д.»

Игры-перевёртыши: собака – кошка, лиса – заяц, волк – медведь, ворона – воробей и т.д.

      Игра в теневой театр – создание с помощью рук образов зверей, птиц, сказочных существ.

      Выполнение упражнений: «Угадать шумы», «Искусственные шумы», «Слышать одного» и др.

      Выполнение этюдов: «Встреча», «Знакомство», «Ссора», «Радость», «Удивление».

      Обыгрывание бытовых ситуаций из детских литературных произведений.

      Сочинение и представление этюдов по сказкам.

7.РИТМОПЛАСТИКА.

   Теоретическая часть. Мышечная свобода. Гимнастика на снятие зажимов рук, ног и шейного отдела. Тренировка суставно-мышечного аппарата. Универсальная разминка. Жесты. Пластика. Тело человека: его физические качества, двигательные возможности, проблемы и ограничения. Правильно поставленный корпус – основа всякого движения.

      Понятия:

- точка зала (сцены);

-круг, колонна, линия (шеренга);

-темпы: быстро, медленно, умеренно.

     Музыка и пластический образ (влияние музыки на возникновение пластических образов, попытки создания образа, внутреннее созерцание образа в движении под музыку).

   Практическая часть. Выполнение упражнений на развитие двигательных способностей (ловкости, подвижности и т.д.), на освобождение мышц, равновесие, координацию в пространстве.

    Произношение текста в движении. Правильная техника дыхания. Пластическая импровизация на музыку разного характера.

   Участие в играх и выполнение упражнений на развитие пластической выразительности (ритмичности, музыкальности, координации движений ). Тренинги : «Собачка», «Гусиный шаг», «Прыжок на месте».

8.РАБОТА  НАД ПОСТАНОВКОЙ (ИНСЦЕНИРОВКОЙ, МИНИАТЮРАМИ, МИНИСПЕКТАКЛЯМИ)

   Теоритическая часть. Выбор произведения. Чтение литературного произведения. Определение главной темы рассказа и идеи автора. Осмысление сюжета, выделение основных событий. Разбор. Определение жанра будущей театральной постановки. Читка по ролям.

   Практическая часть. Распределение ролей. Разучивание текстов. Выразительное чтение по ролям, расстановка ударений в тексте. Упражнения на коллективную согласованность действий, отработка логического соединения текста и движения.

   Этюдные репетиции на площадке. Разбор мизансцен. Отработка монологов. Пластический рисунок роли. Темпо-ритм.

   Репетиции отдельных картин в разных составах. Создание элементов декораций, подбор реквизита и элементов костюма.  Подбор музыки для музыкального оформления постановки. Сводная репетиция.

9. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ (ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ).

   Практическая часть. Творческий отчёт. Показ спектакля, инсценировок или проведение мероприятия. Обсуждение. Рефлексия.

   Подведение итогов. Анализ работы.

   ЛИТЕРАТУРА, ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ЗАНЯТИЙ:

  1. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр» http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm
  2. Похмельных А.А. Образовательная программа «Основы театрального искусства».
  3. Кидин С.Ю. Театр-студия в современной школе: программы, конспекты занятий, сценарии.-Волгоград: Учитель, 2009.
  4. Гин А. Сценарии мини-спектаклей для начальной школы.-М.: ВИТА-ПРЕСС,2012
  5. Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы Образовательная система «Школа 2100» Сборник  программ. Дошкольное образование. Начальная школа ( Под  научной редакцией Д.И.Фельдштейна ).М.:Баласс, 2008
  6. Методическое пособие – практикум «Ритмика и сценические движения» http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologi
  7. Методическое пособие – практикум «Основы актёрского мастерства» http://www.htvs.ru/instute/tsentr-nauki-i-metodologii